+7 (4862) 47-62-99
Наш адрес: г. Орел, ул. Узловая, 4
 
 
 
 
 
 
 
 

Ребенок в детском саду: адаптация в детском саду

    В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад, и вообще нужно ли ходить в детский сад? Как должна проходить адаптация в детском саду

    Попробуем ответить на эти вопросы.

    Многие молодые мамы сами прошли через детский сад. И у родителей того времени не было ни малейшего сомнения относительно правильности выбора. Сегодня вопрос детского сада - необходимости его посещения и выбора учреждения, чуть ли не самый животрепещущий. Сейчас думать о детском садике (а то и подбирать конкретное учреждение) начинают чуть ли не с рождения малыша.

    Разнообразие детских учреждений и методик воспитания детей в детском саду такое множество, что выбор, какой детский сад посещать - художественный, музыкальный, с изучением английского языка или там, где применяется система Монтессори, заставляет задуматься: "А нужен ли вообще ребенку детский сад? Может, лучше нанять педагога для малыша?". Не терзайтесь сомнениями,

    Детский сад все-таки вещь полезная.

    Конечно, во всем нужен правильный подход. И исключения тоже везде бывают, но об этом потом.
    Один из главных критериев выбора детского сада - понимание особенностей Вашего ребенка. Для себя важно определить и понять, зачем Вам и Вашему ребенку нужет детский сад.

    При этом также нужно понимать, что детский сад - не панацея. Может случиться так, что ребенку будет очень сложно войти в новый для него коллектив ребят. Тогда естественным окажется заменить тесное постоянное взаимодействие в группе детского сада общением с детьми на игровых площадках, с детских развивающих студиях, и это поможет избежать множества проблем.

    Адаптация в детском саду - один из важных периодов, который нужно пройти всем вместе. Ведь время, которое займет адаптация, эмоции, которые будут переживаться ребенком во многом будут зависеть от помощи близких людей.

    Плюсы детского сада:

    Общение в коллективе себе подобных, подготовка к жизни в социуме. Не секрет, что следующий этап в жизни - школа - дается детям, которые прошли через детский сад, гораздо проще. Этот пункт можно заполнить самостоятельно, не посещая детского сада. Но сил и времени родителям придется потратить на это в избытке.
    ! Начиная с трехлетнего возраста ребенок остро нуждается в общении с другими детьми.

    Дисциплина (как "внешняя", так и "внутренняя"). К явным плюсам отнести "жизнь по часам" вряд ли можно - порой, родители желают, чтобы их дети росли "свободными". Но малышам порой необходим некий свод понятий и правил, который просто облегчает им жизнь. Да и распорядок дня направлен на то, чтобы личность развивалась гармонично.

    Построение правильной модели взаимодействия со взрослыми (знакомыми и незнакомыми). Тоже очень полезная подготовка к школе. Воспитатель детского сада выступает тут промежуточным звеном между родителями, к которым ребенок привык, и школьными учителями, которые появятся скоро в его жизни.

    Всестороннее развитие: физические и интеллектуальные занятия. Конечно, программа образования для ребенка в государственном детском саду не предусматривает большого ассортимента дисциплин. Любой государственный детский садик предполагает наличие дополнительных занятий. Конечно, есть и приятные исключения. В большинстве своем они лежат на стороне платного образования, но есть и государственные (муниципальные) детские садики с широким спектром дисциплин и великолепными отзывами родителей.

    Можно не ходить в детский сад и получить все необходимое с помощью родителей?

    Да, можно. Но как писалось ранее, это должна быть настоящая работа со стороны родителей.

    Домашнее воспитание выигрывает в совокупности развивающих занятий. Но сильно проигрывает в социальных аспектах. Впрочем, последнее можно частично компенсировать посещением развивающих центров и детских площадок.

    Взаимодействию со взрослыми также необходимо уделить внимание. Мамы, ребенку нужно общение не только с родным человеком! Боязнь доверить любимое чадо кому-то постороннему не говорит ни о чем хорошем. И если отказ от садика происходит из-за последней причины, это повод, чтобы серьезно задуматься. Конечно, это не призыв отдать малыша "кому попало" - нужно потратить силы и время, найдя подходящий коллектив.

    Маме на заметку: понаблюдайте за поведением ребенка в кругу других детей. Как он себя ведет в группе? Подходит ли он к другим детям? С радостью ли знакомится с новыми людьми? Умеет ли играть по установленным правилам игры? Не жадничает ли лишний раз? Ответы на эти вопросы показывают его этап социального развития. Навыки коммуникации должны выработаться к пятилетнему возрасту.

    С какого возраста отдавать ребенка в детский сад?

    В большинстве своем психологи сходятся во мнении, что лучший возраст для детского сада - 4 года. Они с ужасом выслушивают мнения "бывалых бабушек", которые норовят отправить малыша в ясли в полтора года.

    И их точка зриения объяснима: в возрасте года-полутора ребенок еще только-только начинает воспринимать себя отдельно от мамы. Ему сложно и страшно оказаться в окружении незнакомых тетей. Адаптационный период "восприятия" новых взрослых у ребенка начинается как раз с полутора лет (заканчивается у всех по-разному). Зачастую ребенок не может активно сопротивляться началу ранней "детсадовской жизни", поэтому ему ничего не остается, как "привыкнуть", реагируя на изменения подавленным настроением, снижением интереса.

    Интерес к сверстникам просыпается у малышей к трем годам. До этого возраста желательно найти детскому саду другую альтернативу.

    Конечно, нужно понимать, что все дети индивидуальны. Если ребенок в два года не боится большого скопления народа, других взрослых, подвижен, любопытен и общителен, может сам кушать, то можно попробовать посетить детский сад - возможно, он без особых сложностей переживет вливание в "новую жизнь".

    Если же нет - сделайте паузу, не нужно его любым путем устроить в сад именно сейчас.

    Идём в детский сад, исходя из индивидуальных особенностей

    У каждого есть свой характер. Так и детей можно условно разделить на представителей четырех групп:
    - те, кто наблюдают
    - те, кто слушают
    - те, кто общаются
    - те, кто творят

    Для каждого из них можно порекомендовать оптимальный возраст для того, чтобы начать посещения детского сада, принимая во внимание особенности их характеров.

    Ребенок-наблюдатель

    Максимум информации о мире этому малышу дают глаза. Его любимое занятие - разглядывание картинок, книжек. Но предметы часто быстро ему надоедают и ему необходимо поменять источник впечатлений. Во время прогулки он может заглянуть во все окружающие дом дворики, причем задерживаться в каждом случае долго не будет. Для того, чтобы добиться от него ответной реакции, необходимо не только попросить его что-то принести, но желательно и указать на конкретную вещь. Наблюдатель бесстрашен к новым лицам, но при этом контактировать с новыми людьми не спешит: он может заглядеться на проходящего человека, но когда тот что-то ему скажет, ребенок отреагирует смущением, тут же постарается найти маму и спрятаться за нее.

    В возрасте 3 - 4 лет у Наблюдателя появляется интерес к детям. При этом адаптация такого ребенка к детскому саду лучше всего пройдет в 2 года. Старшим детям сложнее будет побороть боязнь нового знакомства.

    Адаптация в детском саду: любопытство малыша может натолкнуться на его смущение, то есть при всем желании присоединиться к группе играющих детей, малышу самому будет сложно это сделать.

    Нужно попросить воспитателя не привлекать свое внимание и внимание детей к ребенку - на все вопросы он сам с удовольствием ответит, как только "вольется" в группу. Можно приводить ребенка пораньше - тогда у него будет достаточно, чтобы оглядеться и привыкнуть к обстановке до прихода других детей. Желательно, время до сбора группы провести с ребенком, рядом с мамой ему будет комфортнее.

    Ребенок-слушатель

    Для него на первом месте звуки. Он с самого детства любит игрушки, издающие звуки, с удовольствием слушает радио, сказки, песенки. Речевые навыки формируются чуть позже, чем у других детей. Зато ребенок активно собирает информацию об окружающем мире, и когда начинает говорить, делает это на удивление правильно, поражая лексиконом, хорошей памятью. Его не устроит короткий ответ на его вопрос, помимо "Да" или "Нет" обязательно нужно пояснить, почему именно так; ребенок же с упоением будет внимать.

    Время посещения детского сада для Слушателя - 5 - 6 лет, перед школой. Для слушателя очень важно получить ответы на все интересующие вопросы, компания взрослых ему гораздо привлекательнее компании сверстников. А к возрасту 5 лет дети, взрослея, ему тоже становятся интересны.

    Адаптация в детском саду: Слушателю нужно все комментировать, отвечая на его вопросы. Незнакомых взрослых он вряд ли будет отвлекать своими вопросами, скорее, будет ждать, пока те сами не обратят на него внимание. Постарайтесь помочь выстроить взаимотношения Слушателя с другими детьми: узнавайте у него в конце дня, что рассказывали другие малыши. Слушателю главное понять, что сверстники могут рассказывать гораздо интереснее взрослых.

    Общительный ребенок

    Это не ребенок, а "птица-говорун". Он постоянно болтает, порой кажется, что он вообще не может ни минуты помолчать. При этом его разговор не бурчание под нос, а выступление оратора с обязательным наличием слушателей. Он с удовольствием расскажет о своей новой игрушке соседней тете, стоящей в очереди, а потом добавит несколько слов о себе. Его мнение по любому поводу будет незамедлительно озвучено всем окружающим.

    Оптимальное время для такого ребенка - 3-4 года, когда общение между свестниками становится особенно активным.

    Адаптация в детском саду: общительному ребенку нужно общаться. Порой, он не будет находить публики для своих рассказов, поэтому каждый вечер нужно интересоваться, как прошел день и выслушать его долгий рассках. Хорошо, если это будет действительно живой искренний интерес родителя.

    Ребенок-творец

    Творец ни минуты не может усидеть на одном месте. Только внутри действия, только активное участие могут его удовлетвонить. Это дети-живчики, которые много двигаются, а при общении помогают себе жестами. Обычно они выделяются на общем фоне своим физическим развитием, но при этом им не хватает старания, чтобы проявить себя в сферах, где нужно терпение.

    Пожалуй, творец, единственный тип характера, который с самого начала может общаться со сверстниками. Уже в полтора-два года можно попробовать посещать детский сад.

    Адаптация в детском саду: первая фаза знакомства с детским садом проходит успешно, но может случиться так, что со временем начнутся истерики. Скорее всего причина кроется в том, что ему надоело однообразие: он исследовал незнакомое ему пространство, изучил все игрушки. Можно, конечно, покупать небольшие игрушки и давать ему их с собой, но разумнее попросить воспитателя привлекать малыша к новым для него занятиям: помочь убрать со стола, подготовить игровую к новому действу.

    На что обратить внимание

    Как ребенок дает понять, что нужно вмешаться в процесс и помочь ему.
    1) Прежде всего, частые ОРЗ и ОРВИ
    2) Сон и аппетит дома после детского сада - сначала нарушение того или другого возможно, но если через месяц-полтора изменений не будет, стоит повнимательнее понаблюдать за процессом адаптации

    Что делать:

    • поискать садик с меньшим количеством детей в группе
    • уменьшить время посещения сада (допустим, ходить в детский сад до обеда)
    • не посещать детский сад

    Кому не стоит ходить в детский сад

    Детский сад, все-таки для ребенка со "стандартными" показателями с возможными отклонениями в ту или иную сторону. Поэтому, если ребенок ослаблен, ему часто нездоровится, стоит задуматься о том, чтобы воспитывать малыша дома или в "семейном" детском саду. Это же касается и детей с неустойчивой нервной системой.

    Нужно посмотреть в сторону специализированных оздоровительных детских садах и на условия, которые там предоставляют Вашему ребенку.

    Полезным будет посещение так называемых "школ развития".

    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    ОБРАЗОВАНИЕ
           
    Платные образовательные услуги
           
    Здоровье
           
    Профсоюзная организация ДОУ
           
    В Г 2020- страничка воспитателя Гольцовой Н.Н..- "Смотрю на мир глазами детей и не перестаю ему удивляться!"